работаем с понедельника 375 29 6495566
Покупателю Партнёру

Дизайнер должен уметь удивлять и удивляться. Работы Игоря Балаханова

09 февраля 2016
Дизайнер должен уметь удивлять и удивляться. Работы Игоря Балаханова

Мое знакомство с дизайнером компании «Три Арт Мастерские» Игорем Балахановым началось с… детской площадки. Увидев его проекты, я пожалела, что мои девчонки выросли из младшего возраста. Это не просто натуральное дерево, не только качественно исполненная работа, у Игоря своё видение, своё понимание детских потребностей, да и детства вообще. Уверена, что в его карете или лодке значительно увлекательнее играть, чем в популярных сегодня однообразно ярких пластиковых конструкциях. «Детские» проекты Игоря – особая детская территория, или точнее – удивительная история, которую каждый ребёнок может сыграть по-своему, которая никогда не надоест. Беседуя и рассматривая другие работы и проекты, я не переставала удивляться. Оказывается дизайн может быть ироничным, хулиганским и даже растущим… Но обо всем по порядку.

Игорь Балаханов - камин

Дети только начинают открывать для себя мир. Меня просто поразили придуманные вами детские площадки. Чем привлекателен дизайн для малышей?

Создание среды для детей – моя любимая тема. Каждый ребёнок живёт в сказке, без труда наделяя всё вокруг каким угодно смыслом. Поэтому здесь нужна честность. Дело даже не в натуральных материалах, очень важны детали. Вспомните свои детские ощущения от игрушечной машинки, которая из железа, в ней резиновые колёса, открываются все дверцы и багажник, руль поворачивается, а сидения складываются. Она пусть и маленькая по размеру, но без сомнения настоящая…

Игорь Балаханов - стул

Игорь Балаханов

При словах «детская площадка» мы почти всегда представляем нечто, напоминающее увеличенную «бегалку» для хомячков. А ведь это среда, в которой дети становятся хозяевами, которую можно и нужно менять им самим. Ребёнок не должен бояться бегать, лазить, прыгать, даже падать и ударяться. Нужна сложная пространственная геометрия, развивающая трехмерное мышление. Важен, конечно, и эстетический контур. То, что упущено в детстве, не наверстать никогда. Есть люди достаточно образованные, но почему-то не видящие существенной разницы между понятиями «красиво» и «понты».

Почему выбрали именно такой стиль?

Стиль всегда такой, какой он есть. Если художник сознательно выбирает стиль, в котором он собирается работать, значит в нём все-таки больше ремесленника, чем художника.

Детские площадки – далеко не единственный ваш проект. Расскажите подробнее о том, в каких направлениях работаете, какие материалы интересны?

Главным образом с деревом, но интересны разные направления. Уже давно не дают покоя ледниковые валуны, есть идеи по стеклу и металлу. Предмет отдельных мечтаний – парковая архитектура. Пока в порядке эксперимента выращиваются три «живых» дома: из серебристого тополя, ели и бузины. Каждая порода дерева предполагает своё решение. Например, тополя хорошо сращиваются друг с другом. Ели можно стричь, формируя любые формы. В растущее дерево можно вживлять оцинкованные закладные под перекрытия, двери, окна, и всё, что угодно. Плюсов у такого дома много. В жару такое строение спасет от зноя, так как происходит естественное кондиционирование. «Живой» дом оригинален и необычен, а времени на обдумывание каждого последующего шага – годы.

Игорь Балаханов - корабль

Игорь Балаханов - двери

Расскажите немного о себе. Когда и почему решили стать дизайнером?

В родной Орше ходил в художественную школу. Потом по счастливой случайности стал учеником белорусского народного скульптора, резчика по дереву Семёна Степановича Шаврова. Только сейчас понимаю насколько сложно переоценить роль учителя. В настоящее время кажется, что всему можно научиться самостоятельно: в интернете можно накопать сколько угодно информации по любому вопросу. Однако самое главное и важное, что должен дать учитель – это своё отношение к делу.

Семён Степанович – человек со сложной судьбой, прошел ГУЛАГ, пятнадцать лет отсидел за «политику». Иногда для образа он мог вставить и крепкое словцо, но при этом был интеллигентнейшим человеком. При своём музее деревянной скульптуры Семён Степанович числился просто сторожем. Это притом, что музей и все экспонаты были созданы им самим. Он и сам был живым экспонатом. Зимними вечерами поздние посетители могли видеть мастера с учениками за работой прямо в выставочном зале.

После школы я поступил в Минский политехнический университет на специальность «архитектор». Окончив, занимался проектированием и дизайном, одновременно подрабатывал как резчик. В итоге на основе всех наработок вызрел проект «Три Арт Мастерские». Его основная идея в том, что любая вещь, будь то камин в роскошной гостиной или простая вешалка-плечики для одежды, может стать предметом искусства.

Игорь Балаханов - карточные стулья

Важно ли вам как творческому человеку, чтобы ваши работы увидели и оценили зрители и коллеги? Часто ли принимаете участие в выставках и конкурсах? Что это вам дает?

Последние выставки «Постулат», «Лихт- Арт», «Разумный металл», «Апокалипсис». Вообще, я думаю, редкий художник, не задумываясь, ответит на вопрос: зачем он выставляет работы, или что дает художнику участие в конкурсах? Лично мне больше нравится думать о выставках, как о возможности самому отдавать.

На вашем сайте я прочла, что настоящее время дизайнер из художника все чаще превращается в продавца. В чём сложность реализации дизайнерских проектов?

Художник в реализации своих проектов имеет дело исключительно со своим холстом. Почти всегда это чистое творчество, в котором идея – уже полдела. Другое дело – дизайнер и тем более архитектор. В их работах большинство любопытных деталей отсеивается ещё на эскизной стадии, а дальше просто идёт техническая реализация проекта, который должен пройти согласование. Хотя иногда именно из-за воздействия большого количества разных внешних факторов, когда ты вынужден искать выход из сложной ситуации, появляются по-настоящему глубокие и яркие вещи.

С большой теплотой и уважением рассказывая о своём учителе, Игорь скромно умолчал, что среди многочисленных своих учеников Семён Степанович выделял именно его. В интервью и во время экскурсий Шавров с гордостью отмечал, что одному из ребят, занимавшихся в его кружке, а именно Игорю Балаханову, удалось его превзойти. Совершенству нет предела, и новые вершины у Игоря ещё впереди.

БОЛЬШОЕ количество замечательных работ Игоря Балаханова можно посмотреть на сайте T-A-M.by.

Ирина Гладких